Дзенская идея беспредельного, распространённая в Японии с конца 14 века, получила своеобразный отклик в архитектуре павильонов, принадлежащих монастырским садам. Буддийские монастыри в Японии относились к особой, сакральной ветви архитектуры, и возводились по старинным принципам, основывавшимся на пришедших ещё из Древнего Китая моделях. Эти принципы и стандарты в свою очередь отлично сочетались с господствовавшим до недавнего времени учением синто – философии близости к природе, традиционном веровании японцев.
Шедевром японской архитектуры дзен-буддизма считается Золотой павильон Кинкакудзи, построенный при монастыре Оленьего сада в Киото. Возведённый в китайском стиле кара-э, для которого характерны многоярусная конструкция и крыша с загнутыми краями, Золотой Павильон состоит из трёх уменьшающихся в размерах объёмов, символизирующих традиционные буддийские ценности – Будду, дхарму и монашескую общину.
Самый обширный нижний объём не массивен, как это можно было бы ожидать, а, напротив, является самым лёгким и словно парит над поверхностью озера. Подобный эффект возникает благодаря широкой галерее на тонких столбах, опоясывающей по периметру салон, предназначенный для любования садом. Присутствующие в архитектуре павильона широкие раздвижные двери майрадо, отсылают к примерам из китайской дворцовой архитектуры. Благодаря им замкнутое пространство дома словно раскрывается в бесконечность, позволяя природе вливаться в него свободно и легко.
Средняя часть павильона с глухими стенами кое-где оживлена решётками и напоминает суровое жилище самурая – японского воина. Компактный верхний объём с полуциркульными окнами и высокими дверными проёмами, зарешёченными в верхней части, выстроены наподобие кельи монаха, но по своему оформлению напоминают драгоценную золотую шкатулку. Верх павильона венчает кровля с загнутыми краями и фигурка священной птицы Феникс на вершине.
Принцип золотого сечения, использованный при строительстве Золотого павильона, создал уникальную гармоничность всех его частей, придал им воздушность и лёгкость. Тот же эффект создают широкие веранды с ажурными перилами, тонкие колоны, резные ставни, узорчатые карнизы. Сам павильон изящно отражается в глади озера, что тоже было предусмотрено при его постройке. Павильон распахнут в пространство, а золотая фольга на его стенах, полу террас, в верхнем салоне, отражает небо и растворяет объёмы постройки в окружающей природе.
Сад и пруд, спроектированные ранее для обозрения при катании на лодке, позже были переделаны таким образом, чтобы их можно было охватить взглядом, находясь в павильоне. С галерей открывался вид на поверхность Зеркального озера, разделённого семью островами. Акцент на этот статичный вид в окне символизировал идею «чистой земли» и тихого созерцания в стиле дзен, подчёркивая заложенную в архитектуре Кинкакудзи дзен-буддийскую идею «близкое-далёкое». Пример Золотого павильона наглядно демонстрирует высокое мастерство японских архитекторов, вложивших духовные мотивы в свою архитектуру.